К сожалению, так уж повелось, что большинство наших граждан прав своих не знают и узнать не торопятся. Законы ведь пишет не Донцова и даже не Джоанна Роулинг – читать их сложно, долго и скучно. Куча пунктов и подпунктов обещает нам какие-то гарантии, но таким языком, что вариант уступить и переплатить сразу становится ближе.
Но свои права нужно и важно знать в точности – ведь не средневековье на дворе. Здесь мы постараемся подробно и как можно проще рассказать о «Защите прав потребителя» в отношении дистанционных покупок.
Представьте, что Вы заказали что-то в интернет-магазине.
Ваш алгоритм действий по прибытии курьера.
Не стоит спешить прощаться с курьером, чтобы поскорее остаться наедине с долгожданной покупкой. Если же он сам торопится Вас покинуть, смело можете уличать его в неправомерных действиях (он не должен уходить до тех пор, пока Вы не проведете полный осмотр товара). Так вот, в присутствии курьера распакуйте товар и проверьте его на наличие повреждений.
Если были выявлены какие-то повреждения или нарушения, у Вас есть 4 варианта:
Не стоит думать, что данные требования Вы можете предъявить только при приёме заказа. Если Вы обнаружили серьёзные повреждения или неисправности позже, эти же четыре варианта есть у Вас в течение всего срока гарантийного обслуживания. Если же таковых сроков не установлено, то в течение разумного отрезка времени (он составляет не менее 2 лет со дня получения товара). Но всё же стоит обратить внимание, что если Вы обнаружили какие-то нарушения постфактум, доказать свою правоту будет куда сложнее.
Технически-сложные товары
Отдельным пунктом стоит поговорить о технически-сложных товарах (к таковым относятся автомобили, бытовая техника, компьютеры). Здесь Вам стоит быть расторопнее. Магазин должен обменять некачественный товар или же вернуть деньги за него в течение 15 дней со дня передачи его покупателю, то есть Вам. Если Вы всё же «профукали» все сроки, то такой товар можно обменять или вернуть в случае:
В случае возникновения споров
Между Вами и магазином, конечно же, могут возникнуть споры относительно причин возникновения неисправностей. В этом случае как магазин, так и Вы можете настаивать на проведении экспертизы товара. Экспертиза проводится за счёт магазина. Если Вы хотите, можете присутствовать при её проведении (что очень желательно во избежание недоразумений). Для этого в Вашей претензии необходимо просто указать, что проверка должна проводиться в Вашем присутствии.
Затем магазин посредством телеграммы или телефонного звонка известит Вас о дате проведения экспертизы – и Вы должны будете привезти к этому времени товар.
И вот тут-то есть несколько вариантов развития событий.
Если же будет выявлена неполная комплектация или отсутствие необходимой документации на товар, Вы в праве назначить продавцу разумный срок на то, чтобы все принадлежности и документы, относящиеся к товару, были переданы Вам. Если же этого не будет сделано в указанный срок, Вы вправе вернуть товар (если в договоре с продавцом не указан другой порядок урегулирования).
Возврат или обмен товара надлежащего качества
Закон «О защите прав потребителей» в большей степени на стороне покупателя. Вам стоит знать о статье 26.1 этого закона, в которой чётко даётся понять, что Вы можете вернуть или обменять товар и надлежащего качества, если приобрели его дистанционно.
Что касается сроков:
При отказе от товара продавец должен возвратить денежную сумму, уплаченную покупателем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя. Произвестись это должно не позднее, чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Обратите Ваше внимание! Некоторые категории товаров не подлежат обмену или возврату. К ним относятся товары, имеющие определенные индивидуальные свойства, если они могут быть использованы исключительно приобретающим их потребителем.